Фильм недели 28.03 - 03.04.12

Холокост (Шоа)


Фильм Клода Ланцмана, Франция, 1985.
Титры на русском Victor-Aka.

Фильм разбит на 8 примерно равных частей, общая продолжительность 9:20:00.
Части следуют друг за другом автоматически. Также можно выбрать для просмотра любую часть отдельно.

Фильм о событиях, повлиявших на судьбы всех народов Европы. Фильм не столько о мертвых, сколько о живых – выживших и переживших эти события. О немцах, отдававших приказы, о евреях, исполнявших приказы; о поляках, украинцах, латышах… так или иначе причастных к тем трагическим событиям. Недаром первый вопрос, который задавал Ланцманн своим реципиентам, был: "а что вы чувствовали, когда…" Ланцманн не морализирует, он пытается выяснить механику процесса и причины, его породившие.

Мне думается, тем, кто хочет знать, что такое Холокост, достаточно просмотреть этот фильм: все другое вторично, развертывание и детализация того, что вы увидите.

Связанные материалы:
- Клод Ланцман. Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов
- Клод Ланцман и его важнейший фильм «Шоа».

Здесь Вы можете рассказать о впечатлении от увиденного
Об Авторе:

Клод Ланцманн ( 27.11.1925 года [Париж]).
Предки – евреи, эмигрировавшие из Восточной Европы, в годы Первой мировой войны подвергались в Париже преследованиям как «немцы». В 1940 Клод вместе с братом и сестрой скрывался от немцев в овернской деревне. В 1943 он стал одним из организаторов Сопротивления в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране. Был в подполье, затем в отрядах маки в Оверни.

С 1947 изучал философию в Тюбингене, затем преподавал философию и французскую литературу в Свободном университете Берлина, где в 1952 познакомился с Сартром и Симоной де Бовуар. Ланцман начал активно сотрудничать с их журналом «Тан модерн» («Новые времена»), в настоящее время он – его главный редактор. Подписал «Манифест 121» против войны в Алжире. Много писал об арабо-израильском конфликте. С 1970 почти целиком сосредоточился на документальном кино.

Из документальных работ Ланцмана наиболее известен фильм «Шоа» - девятичасовая лента о нацистских лагерях смерти, над которой он начал работать в 1974 и которую выпустил в 1985. Фильм, не использующий письменных и фотографических документов, а опирающийся исключительно на непосредственные свидетельства живых лиц, включая нацистов и тех, кто их поддерживал, стал мировым общественным событием и уникальным кинофактом. Он вызвал широкий отклик во многих странах и породил гигантскую литературу о Холокосте, проблеме свидетельства и фигуре свидетеля (сложную, болезненную тему «выживших» глубоко разрабатывал Примо Леви). "Шоа" был удостоен премий кинофестивалей в Берлине и Роттердаме, премии «Цезарь» на Фестивале европейского кино (Франция), премий Британской академии кино, Международной ассоциации кинодокументалистов, Общества кинокритиков Нью-Йорка, Бостона, Канзас-сити, Лос-Анджелеса, Национального общества кинокритиков США. Фильм получил продолжение в следующих лентах Ланцмана - фильмах «Живой и уходящий» (1997, о лагерях Аушвиц и Терезиенштадт) и «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов» (2001, о восстании в нацистском концлагере Собибор; фильм был представлен во внеконкурсном показе на Каннском кинофестивале того же года).

Ланцман награждён медалью участника Сопротивления, он - офицер и командор Ордена Почётного легиона, командор Национального ордена «За заслуги». Почетный доктор Еврейского университета в Иерусалиме, Амстердамского университета, Университета Адельфи (США).

Victor-Aka

О фильме

«Шоа» - сзмая эпичная работа не только в сорокалетней фильмографии Клода Ланзманна, но и в истории документалистики. Фильм длится более девяти часов, снимался на шести языках в течение одиннадцати лет в четырнадцати странах. Но эти мегаломанские цифры не стоили бы ничего, если бы Ланзманн не создавал с их помощью новый киноязык. Режиссер говорит о прошлом исключительно из воспоминаний настоящего, отказавшись от архивов и хронологического порядка. Он использует только интервью с
уцелевшими свидетелями Холокоста (не пренебрегая скрытой камерой): бывшими заключенными и их семьями, немецкими офицерами и чиновниками, работниками лагерей и машинистами «поездов смерти», жителями окрестностей и участниками польского Сопротивления - а также современную съемку мест, так или иначе связанных со случившимся. Картина извлекает дьявола из мельчайших деталей, бережно сохраняемых режиссером: Ланцман даже решил не редактировать интервью и включил в фильм их последовательный устный перевод. Бескомпромиссный эксперимент так напугал заказчиков-израильтян, что они в итоге вышли из проекта. Зато он пришелся по душе критикам и философам, включая Симону де Бовуар, с которой Ланзмана некогда связывали долгие отношения: она даже написала предисловие к расшифровкам интервью из фильма, которые вышли отдельной книгой.

назад

на главную