К вопросу о нацистской антисемитской пропаганде среди славянских народов в Восточной Европе в годы Второй мировой войны*
Антисемитская и антиизраильская пропаганда нарастает из года в год, подпитываемая нефтедолларам арабских стран. В основном эта пропаганда опирается на опыт и стереотипы, использованные фашистской Германией в годы Второй мировой войны. Потому есть смысл еще раз напомнить о том, как были устроены и в каких условиях оказались действенными эти методы. О значимости, которую придавали фашисты пропаганде, говорят несколько цифр. В немецком строго секретном отчете о пропаганде, датированном 18 апреля 1942 года сказано: «В оккупированных восточных землях издаются 127 газет - из них 62 на
украинском языке, 20 на латвийском, 13 на эстонском, 13 на русском, 11 на
литовском, 6 на белорусском, 1 на татарском и 1 на польском языке. Их общий
тираж составляет примерно 2 миллиона экземпляров. 7 групп с передатчиками
(радиосеть) и с радиостанциями в Риге, Ревеле (Талине), Ковне (Каунасе),
Минске, с местными ответвлениями в Либау (Лиепае), Дорпате (Тарту),
Вильнюсе, Барановичах и т.д. «Передающая группа» Украина с радиостанциями в
Киеве, Виннице, и Ровно. Кроме того, «солдатские передатчики» в Пскове,
Смоленске, Днепропетровске и Симферополе. Из 50 немецких фильмов с текстами
на украинском, русском и белорусском до сих пор разосланы 460 копий фильмов.
Также издано 25 плакатов, стенных газет и иллюстраций, среди них 3 плаката и
одна стенная газета с антисоветской и антиеврейской пропагандой. Листовок до
сих пор напечатано около 800, издание которых составляет многие миллионы
экземпляров. Брошюр: 3 брошюры для антисоветской пропаганды и одна брошюра
»Украина и еврейские цепи» (Киев). Особой тенденцией в практике пропаганды
является тема еврейского влияния в Москве, где основное внимание уделено
близости между советскими властителями и еврейской плутократией». Нацистская пропаганда на оккупированных территориях СССР основывалась на двух китах: недовольстве населения массовыми репрессиями, политикой в сельском хозяйстве, приведшей к обнищанию крестьян, с одной стороны, и антисемитских чувствах, которые укоренялись в широких массах поляков и украинцев в течение столетий до начала Второй мировой войны и еще более интенсивно культивировались местными националистами в годы войны. Одним из важных мотивов пропаганды был миф о том, что евреи правят странами, и это сказывается на благосостоянии народов. Чтобы взаимно усилить эти основания, был изобретен и запущен в массы термин «жидо-большевизм»: искоренение большевизма оправдывалось его антинародным характером, а уничтожение евреев - тем, что евреи используют большевизм как средство порабощения народов. Особенно эта пропаганда усилилась после начала войны с СССР. Было пущено в ход все наработанное за многие века – от «ритуальных» процессов убийств в раннем средневековье, «протоколов сионских мудрецов» до последних изобретений геббельсовского ведомства. Ядовитые семена этой пропаганды падали на плодородную почву и немало способствовала тому, что именно в Польше и Украине еврейский народ понес наибольшие потери - в городах и местечках, в концлагерях и гетто. А как обстояли дела в других регионах?
Нацистская пропаганда среди белорусов и в Прибалтике Пропаганда среди белорусского населения была более антисоветской, чем антиеврейской. Мастера геббельсовской пропаганды знали, что ставка антисемитизм для белорусского населения, в частности, на территории Советского Союза не очень эффективна. Исторически достоверно, что из всех славянских народов Восточной Европы антисемитизм белорусского населения (которое преимущественно было крестьянским) был самым слабым. Погромы 80-х годов 19 столетия эти территории практически почти не затронули. Белостокский погром 1906 года был делом полицейской работы. Также в годы гражданской войны там никаких еврейских погромов не происходило. В меморандуме белорусского коллаборациониста к руководителю вермахта за границей от августа 1942 года сказано: «Для белорусского народа не существует проблемы евреев, это чисто немецкое дело. Здесь повлияло советское воспитание, что нет никаких расовых различий… Белорусы симпатизировали и сострадали евреям и смотрели на немцев как на варваров и вешателей евреев, поскольку еврей для них такое же человеческое создание, как и белорус… Массы относились к немецкой оккупации практически равнодушно.… Расспрашивали только, находясь у громкоговорителей, о папиросах, и если не было их раздачи, то люди расходились. Очень охотно люди слушали советскую народную музыку. Призыв к вступлению в белорусские добровольные формации не нашел у них никакого отзыва». Стоит также отметить, что среди позитивных результатов немецкой оккупации в тексте коллаборациониста отсутствует еврейский момент. В сообщениях айнзацгруппы B (оперативные карательные группы специального назначения в целях массовой казни гражданских лиц), действовавшей на территории Белоруссии, обращено внимание на расовое сознание белорусского населения. Так, в раппорте группы от 7 октября 1941 года сообщается, что в районе вблизи от Смоленска ей не удалось разжечь ненависть населения к евреям. Другие рапорты из Белоруссии подтверждают «что острые меры против евреев, в частности, их уничтожение, существенно усилили антинемецкие настроения», и «что из-за пассивности и политической несознательности белорусов было невозможно организовать погромы евреев». Как трагично иначе это выглядело в Латвии! В отчете шефа политического департамента рейхскомиссариата «Остланд» Трамфельдах о политическом положении в этой провинции, от 16 августа 1941 года, упоминается латвийская военизированная группа «Перконкруст» (громовой крест), работавшая по инструкциям нацистов: эта группа была незаменима в вопросах экстремизма по отношению к евреям и большевикам. Иначе выглядела та часть Белоруссии, которая была до 17 сентября 1939 года составной частью Польской территории и до июня 1941 года была под советской оккупацией. На этой части Белоруссии менее чем 2-х летняя советская оккупация усилила в большой степени антиеврейские настроения у белорусского населения. Здесь велась пропаганда о евреях, которые положительно отнеслись к советской оккупации. Дело в том, что местные евреи, благодаря советской оккупации временно спаслись от опасности попасть под нацистское господство. Поэтому они приняли значительное участие (как молодежь, так и еврейские специалисты) в советском административном аппарате, что послужило важным аргументом немецкой пропаганды о доминировании еврейского элемента в большевизме, который был ненавистен широким слоям белорусского населения на этой территории. Здесь коллаборационизм значительной части белорусского населения, в частности, городского с оккупантами принял такие формы как белорусская вспомогательная полиция, которая во многих случаях активно участвовала в уничтожениях евреев и в преследованиях скрывающихся евреев. Но в оккупированной советской (восточной) части Белоруссии коллаборационизм как движение, созданное там немцами (Белорусский центральный совет в Минске с Радославом Островским во главе), носил в основном антисоветский характер. Естественным было на т.н. «Белорусском конгрессе», который собрался в Минске в середине июня 1944 года, слышать речи с привычными антиеврейскими акцентами, но они скорей были предназначены для присутствовавшего там генерал-комиссара Готберга, чем для белорусских слушателей. В собрании нацистских пропагандистских материалов по Белоруссии, которые находятся в архиве Идишистского научного института (ИВО) в Нью-Йорке, имеется только одна листовка с чисто антиеврейской направленностью. Этот маленький листок с заголовком «Знаете ли Вы?» содержит статистику участия евреев в партийной и хозяйственной жизни СССР. Из других политических направлений только «Белорусская народная республика», основанная в 1918 году, которая в большинстве состояла из возвратившихся эмигрантов, имела в какой-то степени пронацистское направление. Было бы интересно исследовать и установить отношения между слабым отзвуком нацистской антисемитской пропаганды у белорусов и судьбой еврейского населения в Белорусских областях. Возможно, наличие еврейских партизан, как и еврейских семейных лагерей в лесах, которые мы не встречаем ни на каких других оккупированных территориях, имеет отношение к этой связи. И статистика числа спасшихся евреев в белорусских гетто, как и относительное (к численности населения) количество Праведников народов мира по сравнению с другими территориями, могли бы нас чему-то научить.
Нацистская антисемитская пропаганда среди украинцев Вернемся, однако, к Украине. Самая легкая задача была у нацистской антисемитской пропаганды среди украинцев. С одной стороны украинско-еврейские отношения имели под собой старую историческую традицию кровавых конфликтов и напряжений, с другой стороны, пронемецкая и пронацистская ориентация были распространены среди широкого спектра украинских политических и военных группировок, начиная со скоропадщины в 1918 году. Даже после горьких результатов коллаборационизма украинских националистов Мельника и Бандеры, проявившихся в июле-августе 1941 года, антиеврейский элемент остался постоянным фактором в политической программе ОУН. Боевой лозунг бандеровцев до конца был «Украина свободная от евреев, поляков и немцев». Второй конгресс ОУН в апреле 1941 года в Кракове принял классический антиеврейский лозунг «еврееи-большевики». Повсеместно в оккупированных украинских областях в украинском обществе пришли к власти пронацистские и коллаборационистские элементы, которые стремились быть в милости у немцев через антисемитские выступления. Наветы против евреев: они возглавили советскую оккупацию Галиции и Волыни, доносили НКВД на украинских антисоветских деятелей и борцов, которых потом большевики уничтожили в тюрьмах перед своим отступлением, - распространялись в украинских газетах и в листовках местными украинскими комитетами. Появление немцев во многих городах и местечках Галиции и Волыни сопровождалось волной антиеврейских погромов. Были случаи, когда украинское население по собственной инициативе организовывало выступления против евреев. Украинские комитеты разработали планы «еврейских акций» и обратились к исполнительной власти о разрешении их провести. Известна трагическая роль украинской вспомогательной полиции в преследованиях и резне евреев в украинских областях и вне границ Украины. В секретном немецком документе от июня 1943 года о поездке по оккупированной Украине говорится о том, что автор документа встретил только четырех евреев, и то в штрафном лагере от «эс-де» (Зихергайт-динст – служба безопасности, где евреи были заняты как портные, и что «украинцы совсем равнодушно восприняли уничтожение евреев». В противоположность Белоруссии, на Украине не было существенного отличия в отношении к евреям в Восточной Галиции и Западной Волыни (которые до сентября 1939 года были в границах Польши) и на остальной территории республики. Тем не менее, есть факты, которые как будто говорят, что какое-то различие было. После освобождения в Киеве нашли лишь двух евреев, которые спаслись благодаря помощи их украинских соседей; во Львове число спасенных достигало, по крайней мере, несколько десятков. Официальный немецкий Отчет за октябрь 1942 года, составленный главной службой пропаганды в Кракове, уверенно представляет Львов, как место, где на хорошие отношения украинского населения к немцам упала тень из-за вербовки рабочих для рейха и недовольства из-за евреев. Хотя Отчет пытается последнее объяснить не симпатиями к евреям, а неприемлемостью для культурного народа методов их уничтожения, которые провоцируют население к сравнению методов гестапо с методами ГПУ. Нужно вспомнить и о позиции церкви: о письме митрополита Шептицкого к Гиммлеру в феврале 1942 года, в котором иерарх протестовал против убийства евреев. Известны также выступления Шептицкого в ноябре 1942 года против геноцида евреев, спасательные акции униатских церквей и десятки индивидуальных случаев спасения евреев. Тем не менее, из всех славянских народов в Восточной Европе под нацистской оккупацией, ни один народ так активно и с такой жестокостью не участвовал в уничтожении еврейского населения, как украинский. Комбинация старого укоренившегося исторического антисемитизма с нацистской идеологией здесь, на украинской земле, вызвали самую страшную трагедию еврейского народа. Поражение фашистских войск в Сталинградской битве привело к усилению антиеврейской пропаганды: фашистский режим пытался отвлечь внимание от тяжелой политической ситуации в Германии, возлагая вину на евреев. В речах Гитлера и Гимлера в начале 1943 года евреи обвинялись в организации этой войны, и в оккупированных западных странах фашисты требовали выдачи оставшихся в живых евреев. Так что, к весне 1943 года в ряде этих стран большинство евреев уже были уничтожены. Также и от еврейского населения оккупированных восточных стран почти ничего не осталось. В Польше, например, оставалось не более 10% от довоенного еврейского населения в строго изолированных лагерях. *Статья основана на материале из книги «Личности и события» (Исторические эссе) Исаи Трунка, изданной в Буэнос-Айресе в 1962 году на идиш. |
|
|