Убийство марсиан Западной Украины*

(Казус Ванагайте)

 


Шимон Бриман



Украинский митинг в честь вступления немецких войск и "Акта провозглашения незвисимости Украины" во Львове днем ранее. - Золочев, 1 июля 1941 года.

Зацепил меня Золочев, абсолютно не родной мне город — райцентр Львовской области. Это была даже не «зацепка», а пробитие какого-то эмоционального слоя, который защищает разум при посещении места массовых убийств.

Много лет назад меня так же «пробила» гора чемоданов и обуви в зале Освенцима. Но в Золочеве не было душераздирающих предметов. Меня «пробила» сотрудница музея-замка, у которой я, израильский турист, спросил, почему нет даже камня или знака на месте, где за стеной Замка Золочева зарыли тысячи убитых евреев**.

Она быстро ответила первое, что подбросило на язык её искреннее подсознание: «Там нет знака, потому что еврейская община его не поставила». То есть для неё убитые соседи-евреи — это не земляки-сограждане, а чужие и пришлые марсиане...

Эти «марсиане» до войны составляли 9 из 16 тысяч жителей Золочева. Если Освенцим был массовой и безымянной фабрикой смерти, то геноцид в маленьких городках всегда был личностным: соседи либо убивали соседей, либо наблюдали за их убийством, либо пользовались «исчезновением» соседей для своего блага. Единицы праведников-спасителей увековечены «Яд Вашем».

Немцы заняли Золочев 1 июля 1941 года, и в тот же день созданный «Украинский национальный комитет» провел праздничный митинг с лозунгами «Слава Бандере!», «Хайль Гитлер!», с портретами экс-главы ОУН Коновальця и фюрера (на фото сверху). Назавтра, 2 июля, город был в плакатах на украинском языке, обвинявших евреев в преступлении НКВДистов, убивших более 700 заключенных тюрьмы в замке Золочева.

А 3-го июля по инициативе «Украинского национального комитета» начался погром евреев — сочетание праздника и мести. Праздника в честь провозглашенного 30 июня сторонниками Бандеры во Львове «Акта незвисимости Украины», и мести евреям за изуверство сталинского НКВД (хотя среди казненных арестантов было 10 процентов евреев).
Отряд вооруженных украинцев сгонял евреев во двор Замка, где их расстреливали и забрасывали гранатами датчане, норвежцы и шведы — добровольцы из дивизии СС «Викинг». Немецкий пехотный полковник проходившей части вермахта с трудом остановил бойню на третьи сутки погрома, когда были убиты почти 3500 евреев. Всего за годы оккупации в Золочеве и округе были убиты 14 000 евреев.

Показания Абрама Розена о погроме в Золочеве в июле 1941 г

Холокост в таком небольшом, зелёном и милом городке означает, что половина жителей Золочева живет сегодня во «внезапно опустевших» еврейских домах, а их деды и родители спали на еврейских кроватях, пользовались еврейской мебелью и посудой. Просто потому, что соседи-марсиане исчезли — и не пропадать же их добру... Именно поэтому почти никто в городе не хочет слышать, говорить или помнить о совершенных на этих улицах преступлениях. Ибо вспомнить — значит начать откровенный разговор о степени соучастия предков в ограблении и убийстве соседей. Ну не родилась еще в Золочеве своя Рута Ванагайте, как в Литве...


...Когда 3 апреля 1943 года местная полиция Золочева завершала ликвидацию гетто, патроны решили не тратить. Собрав евреев на площади Зеленого рынка, они отделили детей от родителей, запихнули 300 малышей в мешки и закопали детей живыми в землю там же рядом — под дикие вопли их матерей. Примерно так в сёлах поступают с лишними щенками или котятами.

В одном из таких мешков мог оказаться и шестилетний Роальд, но ему с мамой удалось чудом спастись из Золочева в соседнем селе Унив благодаря подвигу украинца Мыколы Дюка и его жены. В 1981 году Роальд Хоффманн получил Нобелевскую премию по химии. «Укрпошта» 18 июля 2017 года выпускает почтовую марку в честь 80-летия единственного из ныне живущих Нобелевских лауреатов, которые родились в Украине и пережили здесь Холокост.
А сколько потенциальных Нобелевских лауреатов осталось закопанными в крепких полотняных мешках в центре Золочева?..

Украинцы и евреи — всё-таки не марсиане друг другу. Но единственно возможный диалог между этими народами должен быть честным.

Мемориальная доска на трех языках на стене замка**


Примечание автора:

По поводу датировки фотографии митинга в Золочеве есть разные версии. В группе «Локальная истории Галичины» утверждается, что этот митинг состоялся 30 июня, хотя это явная ошибка: город был взят немцами только 1 июля. С другой стороны, в брошюре по истории Золочева в разделе о местном отделении ОУН указано, что митинг был 6 июля.
Влияние ОУН на ситуацию в Золочеве в те дни видно по составу выступавших с балкона, украшенного трезубцем, флагом со свастикой и желто-голубым флагом, портретами Гитлера и транспарантами «Слава Бандере!» и «Хайль Гитлер!». Как сообщается в упомянутой группе «Локальная истории Галичины», «у процесі проголошення акту, з балкону другого поверху вище згаданої будівлі, брали участь четверо осіб:
— Мирослава Гулко-Руда (член ОУН(б), голова місцевої організації «Союз Українок»);
— о. Онисим Шуплат (ігумен Золочівського монастиря отців Василіян);
— Осип Безпалько, псевдо «Андрій» (окружний провідник Золочівської округи ОУН);
— Невідомий гість зі Львова, можливо член верхівки проводу ОУН».
Даже если верна вторая версия датировки этой фотографии (митинг 6 июля), это не меняет сути произошедших в Золочеве трагических событий: трехдневный погром евреев 3-5 июля завершился митингом украинских национальных активистов-оуновцев и тысяч жителей города в честь вступления в Золочев немецких войск.
Показательно, что в современной брошюре по истории Золочева этот митинг назван иначе — приветствие гитлеровским войскам скрыто, а целью мероприятия названо «провозглашение Акта о независимости Украины 30 июня» (хотя нет ни одной надписи о независимой Украине на балконе).


* Оригинал.
** Уточнение от Тараса Возняка


Оставить комментарий
назад        на главную