Вильям Филдерман – мыслитель и лидер*

 

Александр Вишневецкий

Есть люди, чьи имена остаются в памяти благодарных потомков за их мужество, принципиальность, готовность рисковать своей собственной жизнью ради спасения других людей. К таким личностям можно отнести Вильяма Филдермана, внесшего огромный вклад в спасение евреев Румынии в годы Катастрофы. Без всякого сомнения, его самоотверженная деятельность сыграла также значительную роль и в спасении евреев, коренных жителей Украины, оказавшихся в годы Второй мировой войны на территории т.н. Транснистрии. В Израиле память об этом человеке сохранена в названии одной из улиц Тель-Авива, носящей имя Вильяма Филдермана.



Вильям Филдерман

Вильям Филдерман родился в Бухаресте 14 ноября 1882 года. Его увлечение политикой и общественной деятельностью стало очевидным в школьные годы. Ему также нравилась медицина, но он предпочел профессию адвоката и получил в Париже степень доктора права. В 1912 году он был одним из немногих евреев, которым было предоставлено румынское гражданство. Вильям Филдерман стал самым известным евреем в Румынии в период между двумя мировыми войнами как адвокат, член парламента и неутомимый борец за права румынских евреев. Во многом, благодаря его усилиям в этот период евреи получили румынское гражданство, им была предоставлена возможность защищать себя в парламенте, в прессе и на публичных выступлениях. В период с сентября 1940 года вплоть до избавления Румынии от фашистского ига в 1944 году Филдерман обращался с письмами к маршалу Иону Антонеску с целью спасения евреев от гибели.

В начале Второй мировой войны Филдерман был президентом Федерации объединенных еврейских общин Румынии. «Из Бухареста пришли совсем безрадостные вести. Даже доктор Филдерман, постоянный борец за евреев в Румынии, уже тоже не может остановить поток яда и ненависти, который разлился над еврейством Румынии. Его личные связи уже так разорваны, что невозможно их вновь восстановить. Из всех его прошлых друзей многие просто боятся с ним поддерживать связь. Другие отворачиваются от него, когда заводится разговор о помощи еврею. И если попадается хоть один, который готов ему помочь, то у того нет сил, чтобы что-то предпринять» (Из книги «Дни горя» Тони Соломона – Маарави, Тель - Авив, издательство « Менора» 1968 год, язык идиш, перевод отрывка на русский язык автора статьи). Благодаря действиям Филдермана в сентябре 1941 был отменен указ, требующий евреев носить желтые звезды на одежде. 9 октября 1941 года Филдерман от имени Федерации призывает в своем обращении к Антонеску отказаться от депортации евреев из Бессарабии и Буковины в Приднестровье. Вот текст этого обращения (все приводимые здесь и далее материалы переписок и обращений взяты из книги Матиаса Карпа «Черная книга. Факты и документы. Страдания евреев в Румынии при фашистской диктатуре в 1940-1944 годах» 1946 - 1948 годы издания, трехтомник, Бухарест, на румынском языке. На языке идиш книга издана в Буэнос–Айресе. Указанные отрывки переведены с языка идиш на русский язык автором данной статьи):

 

Господину Маршалу Ионе Антонеску, руководителю страны и председателю Совета министров.

Господин маршал, мне сообщили, что часть евреев Буковины будет выслана в Бессарабию и что евреи Бессарабии будут высланы в Украину. Эта депортация для них подобна смерти, принимая во внимание условия.

Я прошу Вас, если хоть что-то возможно сделать, и если они ничем не провинились, чтобы Вы остановили подобный исход...

Президент,
доктор В.Филдерман.

 

Затем, 17 декабря 1941 года следует второе обращение Филдермана.

 

Господину маршалу Антонеску, руководителю государства.

Господин маршал!

Я сегодня получил отчаянную апелляцию от руководства Кишиневского гетто. 8 числа этого месяца утром вышли из гетто 1500 человек, большинство пешком, взяв с собой только столько, сколько они могли держать в руке. Это значит, что все они обречены на гибель из-за того, что на улице холодно, и они раздеты, без еды и без малейшей возможности обеспечить себя пропитанием в пути, протяженностью во времени не менее 8 дней, в дождь, холод и снег. Только больные, пожилые люди и дети едут на повозках. Это значит, что также к больным отнеслись без уважения; это значит, что также женщины пустились в путь пешком. Это смерть, смерть без какой-либо вины, разве только той вины, что они евреи. Я прошу, еще раз, господин маршал, чтобы Вы не допустили осуществления ужасающей трагедии…

Президент,
доктор В.Филдерман».

 

На эти обращения, ставшие сразу известными в Румынии, тут же последовал гневный ответ Антонеску:

 

Ион Антонеску, руководитель Румынского государства.

Господин Филдерман!

В двух последовавших одна за другой петициях Вы мне пишите об «ужасной трагедии» и Вы «просите» меня трогательными словами, вспоминая «сознание» и «человечность». Вы пишете, что Вы обязаны апеллировать «ко мне» и только «ко мне» за евреев Румынии, которых переводят в гетто, приготовленных для них возле Буга. Чтобы примешать трагичность в Ваши обращения, Вы пишете далее, что это мероприятие - «смерть, смерть не из-за какой-нибудь провинности, разве только той вины, что они евреи«.

Господин Филдерман, никто не может быть чувствительней меня к страданиям угнетенных и беззащитных. Я понимаю Вашу боль, но Вы также должны понять, особенно все вы, понять, мою тогдашнюю боль, что была у всего народа.

Помните ли Вы, или Вы когда-то подумали о том, что произошло в наших душах ранее при эвакуации Бессарабии (имеется в виду ввод советских войск в Бесарабию и Буковину в 1940 году по тайному соглашению Молотова - Риббентропа. – прим. автора статьи), и что происходит сегодня, когда каждый день и каждый час мы платим большим мужеством и большой кровью за ненависть, с которой Ваши бессарабские братья по вере нас продали при нашем отходе, и как они нас продали от Днестра до Одессы и в районах Азовского моря?

Но, как это принято у Вас традиционно, Вы хотите и в этот раз превратиться из обвиняемых в обвинителей, и Вы притворяетесь, что Вы забыли причины, которые привели к положению, над которым Вы рыдаете. Позвольте мне Вас спросить, и через Вас - спросить всех Ваших братьев по вере, которые аплодировали с таким воодушевлением нашим страданиям и ударам, что мы получали:

Что вы делали в прошлом году? Когда Вы слышали, как обошлись бессарабские и буковинские евреи по отношению к румынским военным, которое отступали, и которые до того момента защищали покой и благосостояние евреев?

Я напоминаю Вам, что еще до появления советских войск, эти бессарабские и буковинские евреи, которых Вы защищаете, оплевывали наших офицеров, срывали у них эполеты, рвали на них униформы, и когда они могли - то они подлым образом убивали солдат палками. Мы это доказали. Эти подлецы восприняли приход советских военных цветами и праздновали с необычной радостью. У нас есть фотографии, которые подтверждают это.

Во время большевистской оккупации те, которых Вы сейчас так жалеете, предали добрых румын, доносили на них и внесли беду и траур во многие румынские семьи. Из кишиневских подвалов ежедневно достают страшные, замученные мертвые тела наших мучеников. Так им было заплачено за то, что в течение 20 лет они держали протянутой дружескую руку к этим неблагодарным животным.

Это известные факты, которые Вам самим также знакомы, и о которых вы можете в каждый момент узнать все подробности. Вы себя когда-нибудь спрашивали, почему евреи поджигали свои дома перед отступлением? Можете Вы себе объяснить, почему перед нашим исходом мы встречали 14- и 15- летних еврейских детей с полными карманами гранат?

Вы себя когда-нибудь спрашивали, сколько из нас пало, подло убитых Вашими братьями по вере, сколько из них были закопаны, прежде чем они умерли. Если Вы хотите доказательств в этом вопросе - Вы их получите.

Это акты ненависти, доведенные до безумия, которое Ваши евреи показали против нашего терпимого и гостеприимного народа.

Ваши евреи, став советскими комиссарами, подталкивали советских военных в Одесскую область на неслыханный террор, о котором нам рассказали русские пленные, на бессмысленную резню, лишь бы нам причинить как можно больше вреда. В районе Азовского моря наши военные при временном отступлении оставили на месте раненых офицеров и солдат. Когда мы туда вернулись, мы нашли наших раненых замученными. Люди, которые могли быть спасены, испустили последний дух в страшных страданиях. Им выкололи глаза, отрезали языки, носы и уши. Представляете себе, господин Филдерман, эту картину?

Спрашивается, за что столько ненависти со стороны русских евреев, с которыми мы никогда ничего не имели общего? Но их ненависть общая, это и Ваша ненависть. Плачьте вместе с матерями, которые с такими огромными страданиями потеряли своих детей, а не с теми, которые себе сами сделали и делают, также и Вам, так много плохого.

Маршал Антонеску.

 

Ответ фашистского диктатора Антонеску - сплошной вымысел против румынских и советских евреев1. Переписка Филдермана с Антонеску - уникальный документ, единственный в практике Второй мировой войны, когда диктатор фашистской страны был вынужден вступить в диалог через газеты с лидером еврейской общины. Это свидетельство не только авторитета Филдермана в Румынии, но и его мужества, и готовности идти до конца в защите своего народа.

Реакция на обращения Филдермана наступила незамедлительно. Вот один из документов, приведший к исключению Филдермана из адвокатского объединения Бухареста:

 

Адвокатская кооперация Ильфоверского округа (округ, в котором находится Бухарест.- прим. автора), генерал- регистратура, 6 ноября 1941 года.

Господину декану Ильфоверского адвокатского объединения.

Господин декан,

Мы нижеподписавшиеся члены Ильфоверского адвокатского объединения познакомившись с материалами прессы, ответом господина маршала Антонеску, предоставляем свое решение об адвокате В.Филдермане, который многократно обращался насчет жиданов (“жидов”) Буковины, Бесарабии и России, как президент всех жидовских организаций страны.

Этот тип своими обращениями показал солидарность с криминальными акциями наших постоянных врагов, и поэтому он недостоин, в дальнейшем, быть членом нашего адвокатского сообщества. Мы оцениваем эту его деятельность, как оскорбление против нации и, следовательно, мы просим Вас, чтобы он сейчас был исключен из адвокатского объединения. Та же мера должна быть принята против его братьев по вере, которые солидаризовались с этими трагическими оскорблениями, уже хотя бы за то, что они его не осудили. С уважением (далее даны подписи 59 адвокатов).

 

10 декабря 1941 года через два месяца после фактического начала депортации евреев в Транснистрию, после того, как десятки тысяч людей уже умерли от голода, холода, болезней, и распространения смертельных эпидемий из-за отсутствия медикаментов, мыла, керосина, одежды, топлива, продовольствия, крыши над головой, президиум Совета министров принял решение дать возможность Федерации еврейских общин Румынии отправить деньги и медикаменты для евреев, депортированных в Приднестровье. Это решение было последним шагом, предшествующим роспуску Федерации еврейских общин Румынии. Через шесть дней Федерация была распущена, и заменена " Еврейским центральным бюро ", угодным властям. Руководство этой новой организации взяло на себя функции по оказанию помощи евреям, которые были депортированы в Приднестровье, однако, затем оно бездействовало. Бюро было определено в качестве единственного органа, уполномоченного представлять интересы еврейской общины Румынии. Правительство назначило Нандора Гингольда в качестве руководителя этого бюро. Он был молодым врачом, принявшим католическую веру в декабре 1941 года, и был готов делать все в угоду своим хозяевам. Немцы планировали использовать бюро в качестве инструмента для осуществления их плана по очистке Румынии от евреев. Румынские власти воспринимали бюро в качестве средства для экономического и финансового грабежа еврейского населения, а также средства для использования труда евреев на благо Румынского фашистского режима. Однако румынское правительство вскоре поняло, что это бюро не пользуется авторитетом, и вынуждено было продолжить неофициальные контакты с Филдерманом.


Румынские евреи на депортации

После необычно холодной зимы 1941-1942 года тысячи детей депортированных евреев из Румынии остались без родителей и без крова. Они были истощены, больны, без каких-либо надежд на выживание. С апреля 1942 года начинают появляться детские дома для сирот в Транснистрии с очень ограниченным питанием и медицинским обслуживанием за счет гуманитарной помощи от евреев Румынии и тайной помощи международных еврейских организаций. Под руководством доктора Филдермана еврейские общественные лидеры в Бухаресте ходатайствовали перед правительством о возвращении оставшихся в живых сирот из Транснистрии в Румынию с января 1943 года. Им удается послать комиссию в Транснистрию под руководством Фреда Шараги, друга Филдермана. Комиссия установила, что из более 30 тысяч детей депортированных с родителями в Транснистрию в живых осталось не более 8 тысяч. Благодаря успехам советских войск маршал Ион Антонеску, из-за боязни за свою дальнейшую судьбу, согласился на возврат детей в Румынию, при условии их дальнейшей отправки затем в другие страны. 15 февраля 1944 года, после более чем одного года переговоров, было решено, что дети в возрасте до пятнадцати лет, которые потеряли обоих родителей, могут вернуться в Румынию. Три тысячи сирот остались в Приднестровье, пока их не освободила Советская армия. К концу 1944 года 1105 еврейских сирот из Румынии оказались на территории Эрец Исраель. Еще несколько сот детей прибыли позднее.

В мае 1943 года Филдерман, экс-президент Федерации еврейских общин Румынии, публично выступил против специального налога в размере четыре миллиарда лей (примерно сорок миллионов долларов), которые правительство маршала Антонеску наложило на евреев в стране. Филдерман заявил, что евреи Румынии не в состоянии выплатить такую сумму. Этот протест привел к его депортации в Транснистрию. Он провел около двух месяцев в концентрационном лагере в Приднестровье, где проживали депортированные румынские евреи. В августе 1943 года ему было разрешено вернуться в Бухарест из Транснистрии только после вмешательства Папы Пия XII, через папского нунция (посла Ватикана), Андреаса Кассуло, и благодаря заступничеству королевы-матери Румынии, Елены. По возвращению в Румынию Филдерман обращается с ходатайством к правительству с описаниями бедственного положения евреев в Транснистрии и требованиями их немедленной репатриации, особенно детей-сирот. Повторное ходатайство, с просьбой вернуть депортированных евреев, отправлено им правительству 12 октября 1943 года. Разрешение на возврат около 7 тысяч евреев получено 8 декабря 1943 года. Под угрозой наказания за преступления против человечества и с приближением советских войск Антонеску дает разрешение на возврат евреев из Транснистрии. Давление Филдермана и события на фронте приводят власти 30 сентября 1943 года к созданию структуры по репатриации румынских евреев, которые »отбыли наказание». 17 октября 1943 года первые 34 еврея вернулись в Румынию. Массовая репатриация проходила 20-25 декабря 1943 года (вернулось 6017 евреев).


Улица им. Филдермана в Тель-Авиве

Находясь в опале и вне руководства, д-р Филдерман остался активным и преданным представителем евреев в Румынии. После войны он возобновил свою деятельность в качестве лидера еврейских общин Румынии. В конце 1947 года ему удалось покинуть страну подпольно, поскольку ему стало известно, что румынские власти готовят против него обвинение «в шпионаже в пользу Англии». Он бежал во Францию. Пребывая вне Румынии, Филдерман продолжал защищать интересы еврейского населения этой страны. В 1957 году в Риме опубликована совместно с Сабином Манулой, бывшим генеральным директором института статистики Румынии, статья о жертвах войны в Румынии. Филдерман умер в 1963 году.

Симпозиум на тему «Доктор В. Филдерман – еврейский мыслитель и лидер» был проведен в Тель-Авивском университете 28 декабря 1998 года совместно с Федерацией еврейских общин Румынии.


* Опубликовано в газете «Новости недели» от 27.05.10.

1. Можно себе представить, с каким восторгом румынская пресса того времени комментировала идеологическую установку любимого маршала. Но сегодня, отягченные знаниями случившегося позже, мы видим, что ораторская патетика и демагогия Антонеску, призванная скрыть истинные события в Бессарабии перед и после 40 года, просто копируют известные речи Гитлера, "обосновывавшие" истребление евреев. Разумеется, квалификация сообщаемых в письме "фактов" как вымысла требует серьезных доказательств. Тут мы сталкиваемся с обширной и пока не особенно проработанной темой о фабрикации, распространении и использовании фашистами лжи для "обоснования" своих античеловеческих акций. Это отдельная тема, и мы надеемся успеть ею заняться. - прим. Редколлегии.

Поделитесь своими впечатлениями и размышлениями, вызванными этой публикацией.

 

назад

на главную