Всем пропавшим без вести,
погибшим в плену,
пережившим плен -
посвящается.

Предисловие

Локальные войны и конфликты, происходившие в конце прошлого века и продолжающиеся сегодня, привели к пленению сотен и тысяч людей. И далеко не всегда они находились и находятся под защитой Международного права.

Американцы долгие годы пытались выяснить судьбы своих солдат, попавших в плен во время американских военных операций во Вьетнаме в 1964-1973 гг.
Сотни советских солдат оказались в плену моджахедов во время оказания военной «дружеской» помощи афганскому народу в 1979 –1985 гг.
За годы двух последних российско-чеченских войн сотни российских солдат побывали в чеченском плену-рабстве, многие из них и по сей день числятся «пропавшими без вести».
Сегодня одним из самых известных пленных, судьбу которого пытаются выяснить политики ведущих государств мира и различные международные организации, является израильский штурман Рони Арад. Его самолет был сбит над Ливаном 16 октября 1986 г. Р. Арад взят в плен боевиками мусульманской террористической организацией «Амаль», действующей под покровительством Ирана. С тех пор Арад был узником многих террористических организаций, запретивших представителям Красного Креста встречаться с ним.

- почему более 5 млн. советских солдат и офицеров оказались в нацистском плену?

- почему положение советских пленных в корне отличалось от положения военнопленных стран Запада?
- почему сотни тысяч советских военнопленных сотрудничали с врагом?
- почему освобожденных из плена советских военнослужащих, даже тех, кто сохранил в плену честь и достоинство, не изменил присяге, вместо торжественной встречи, наград и компенсации за физический и моральный ущерб, как это было во многих Западных странах, ожидали лагеря, недоверие и клеймо предателя на многие годы?
Плен – неотъемлемая часть любой войны. Плен - это трагедия человека, лишенного свободы, подвергаемого унижению. Плен - это испытание не только физическое, но и духовное, которое сопровождается как разрушением личности, так и ее становлением. В неволе написаны «Репортаж с петлей на шее» Юлиуса .Фучика и «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.

Трагедия советских военнопленных во Второй мировой войне почти не имеет аналагов в военной истории. По отношению к ним нацистской Германией проводился настоящий геноцид.

На совещании главных квартирмейстеров армейских групп и армии, проходившем 17-18 апреля 1942 г., подполковник Шмидт фон Альтенштадт сообщил, что к началу апреля 1942 г. от голода и тифа погибло 47% всех русских военнопленных, находившихся в Германии . А ведь были лагеря и на оккупированной территории СССР! Тот факт, что с июля 1941 г. до весны 1942 г. в немецком плену замучено, умерло от голода и болезней, расстреляно от 1,5 до 2 млн. солдат и офицеров Красной Армии, говорит сам за себя.
Наряду с особым характером войны на уничтожение, которую вели нацисты против Советского Союза, отказ последнего от подписания Женевских и Гаагских конвенций в значительной степени определил судьбу советских воинов, оказавшихся в плену. Однако необходимо заметить, что соблюдение Конвенций не соответствовало интересам обеих сторон.
Так, соблюдение Конвенций мешало бы Германии проводить политику уничтожения на Востоке, а Советская сторона, в свою очередь, была заинтересована в несоблюдении Конвенций: жестокое отношение к красноармейцам со стороны противника должно было предотвратить массовую сдачу в плен – реальность первых месяцев войны. Таким образом, судьба советских пленных была предрешена.
Чтобы понять глубину трагедии советских военнопленных, брошенных на произвол судьбы своим государством, первая часть книги посвящена истории пребывания в немецком плену солдат стран антигитлеровской коалиции. Истории, которая сознательно замалчивалась, так как разительный контраст пребывания в плену тех и других не мог не вызвать недоуменного вопроса: «почему»?
О разном отношении со стороны СССР и Великобритании, а также других союзных стран к своим военнослужащим, оказавшимся в плену, свидетельствуют слова Уинстона Черчилля, написанные им И. Сталину в письме 21 марта 1945 г.: «Нет вопроса, к которому британская нация проявляла бы большую чувствительность, чем вопрос об участи наших пленных, находящихся в немецких руках, и об их быстром освобождении из заключения и возвращении их на родину» .
В очередном письме 24 марта 1945 г. Черчилль вновь возвращается к этой теме и сетует на то, что предложение об англо-американо-русском предупреждении об ответственности всех «комендантов и охраны лагерей, всех служащих гестапо и всех других лиц независимо от характера их службы и ранга, в ведение которых переданы союзные военнопленные», представленный СССР еще в октябре 1944 г. долгое время остается без ответа.
В указанном заявлении подчеркивалось, что «любое лицо, виновное в дурном обращении или допустившее дурное обращение с любым союзным военнопленным, будь то в зоне боев, на линии коммуникаций, в лагере, в госпитале, в тюрьме или другом месте, будет подвергнуто беспощадному преследованию и наказано» . Только 14 апреля 1945 г. СССР дал согласие на такое предупреждение. Сколько жизней можно было спасти, если бы Сталин не был заинтересован в уничтожении советских пленных!
Значительная часть книги посвящена евреям-военнопленным, чья судьба была еще более горькой, чем судьба их товарищей по плену. Тем более, что вообще участие в войне евреев-воинов, в советское время сознательно скрывалось или фальсифицировалось. Правда, в постперестроечное время появилось несколько статей, но отдельного исследования нет и до сих пор.
Отдельная глава в книге посвящена судьбам женщин-военнопленных - этим мученицам и героиням.
В книге сознательно опущена тема использования труда советских военнопленных в германской экономике: об этом написано несколько хороших книг, в том числе книга московского ученого П. Поляна «Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в третьем Рейхе и их репатриация», вышедшая в 1996 г. в России.
Кроме того, не затронута проблема репатриации военнопленных. Однако о том, как сложилась их жизнь после освобождения, читатель узнает из писем самих бывших военнопленных.
Ничего не говорится в книге и о сопротивлении в плену. Когда бывшие военнопленные в 1956 г. после XX съезда КПСС получили возможность публиковать свои воспоминания, они не могли сказать всей правды. Цензура строго следила, за тем, чтобы авторы воспоминаний следовали законам советской идеологии и писали лишь о героическом поведении и сопротивлении советских военнопленных в плену.
Для воспоминаний, да и для всей художественной литературы советского периода, рассказывающей о плене, характерно, как говорил Варлам Шаламов, «обязательно изобразить ”устоявших”, однако, по его же словам, – «это тоже вид растления духовного» .
«Все, что идет с недомолвками, в обход, в обман – приносило, приносит и принесет только вред», - писал Варлам Шаламов в письме Александру Солженицыну в ноябре 1962 г.
Работая над книгой, я руководствовался этими словами. И все-таки, думаю, мне не удалось сказать всей правды, впрочем, как и никому другому, самому не прошедшему все круги ада, о которых я пишу.
На возможный упрек, что в книге много шокирующих подробностей, замечу, я не собирался щадить нервы читателей, а хотел донести правду, какой бы страшной и жестокой она ни была.

Книга сознательно насыщена фактическим материалом и множеством фамилий. Возможно, благодаря этому кто-то узнает о своих близких, пропавших без вести.

Моя цель - хоть в небольшой степени восстановить часть правды о плене. Часть – потому, что нам, живущим сегодня, никогда не удастся понять всей трагедии Великой войны, горя и испытаний, через которые прошли пережившие эту катастрофу.
Ни одно из произведений любого вида искусства: литература, кино, театр, живопись - не сказали и не скажут, не смогут передать всей правды о войне. Здесь бессильно перо писателя, кисть живописца...
Правда войны – документ, и он превосходят любую самую изощренную фантазию.