А.Казарновский

20 января 1942 в Ванзее состоялась конференция нацистов, положившая начало практике Холокоста. А 70 лет спустя, в феврале 2012 израильская делегация направилась в Германию, чтобы участвовать в мероприятиях, посвященных этой скорбной дате. Ассоциацию представляли Гита Койфман и Сергей Сушон. Наши делегаты встречались с представителями многих немецких организаций, дружественных Израилю, в том числе с представителями "Zeugen der Zeitzeugen".

Первый контакт оказался плодотворным: за ним последовали встречи в Германии в 2013, в Израиле, заочные переговоры, обмен посланиями. Общее дело сплотило нас. Между Мариной Рентшлер, одной из руководительниц организации, и Гитой Койфман установились более чем дружеские отношения (здесь и здесь).

"Zeugen der Zeitzeugen", как и наша Ассоциация, стремится сохранять память о Холокосте и предотвращать антисемитизм во всех его формах. Из нескольких практикуемых направлений этой деятельности наиболее важное - это выступления бывших узников в молодежных аудиториях. Не только по очевидной, естественной причине: именно сегодняшней молодежи предстоит сохранять и передавать память дальше. Дело в том, что свидетельства человека об увиденном и пережитом, человека, который здесь и сейчас стоит перед тобой, наиболее достоверны и производят наибольшее впечатление на аудиторию. Здесь играют роль мимика, вариации темпа речи, непроизвольные изменения голоса в каких-то особых местах (когда рассказчик заново видит и переживает все эти ужасы), и эмоциональное состояние говорящего доносит до зрителей-слушателей содержание и значение события лучше слов. Такие встречи и вызываемые ими чувства сопричастности событию запоминаются надолго.
А как сохранять память о Холокосте после ухода свидетелей?

Широкое практическое применение для сохранения памяти нашли видео и аудио записи свидетельств и фильмы, созданные на их основе (наиболее известны работы Яд Ва-Шем, Спилберга, Вашингтонского Мемориального музея Холокоста). Но воздействие медиаматериалов намного меньше, чем при встрече с живым человеком. Почему?

Так сложилось, что выражение "сохранить память" употребляется повсеместно, и мы тоже следуем этой привычке (уж извините, не всегда есть варианты). Однако нужно иметь в виду, что "сохранение памяти" - метафора, а метафоры хороши лишь для употребления с трибун - никакой конструктивной деятельности на метафоре не построишь:

Память о любом событии - атрибут только того, кто присутствовал при событии и передать ее другому нельзя, как и сохранить. У тех, кто непосредственно не воспринимал событие, могут быть лишь знания о событии. В отличие от памяти, знания - передаваемы (через каналы культуры) и сохраняемы, потому что безличны, объективны, отчуждены от носителя памяти, а значит, лишены эмоций. Это плата за возможность сохранять и передавать. У тех, кто не побывал в оккупации, ничего другого, кроме этого "суррогата памяти", быть не может. К тому же, записи со свидетелями, которые нам показывают, обычно хорошо причесаны под "объективный монолог" (с элементами постановок), выражение эмоций отжато. Стало быть, если продолжать понимать нашу задачу метафорически, т.е. считать, что сохраняем память, а на самом деле неосознанно (значит, неконтролируемо) оперировать знаниями, перпективы ее решения безрадостны.

А вот деятельность "Zeugen der Zeitzeugen" обнадеживает. Мы не знаем, пришли ли они к новому решению через различение "память - знания" или на них снизошло озарение. Но если есть намерение "сохранять память о Холокосте", лучше не дожидаться озарения, а понять нашу задачу как "сохранение знаний о Холокосте". Тогда можно не тупо копировать, но осмысленно (эффективно) использовать и творчески развивать опыт немецкой организации, понимая, в чем его фишка.

Особенность этой деятельности в следующем.
Ее проводят молодые волонтеры. Они находят и знакомятся с бывшими узниками нацизма, проводят с ними видеоинтервью, собирают материалы о событиях их жизни в период Второй мировой. Как известно, этим занимаются и многие другие организации. Но затем - здесь суть дела! - в аудитории таких же молодых людей волонтеры демонстрируют и комментируют видеозапись, рассказывают о судьбах уцелевших узников. Отсюда необычное название организации: "Свидетели свидетелей". Таким образом, видео представляет аудитории знания из первоисточника, а параллельно рассказчик, обладающий памятью не о Холокосте, а о встрече со свидететем, передает образ этого человека через свое эмоциональное отношение к событию встречи с ним, которое по сопричастности связывается слушателями с событием Холокоста. Получается, что создана конструкция из двух каналов трансляции культуры - обычный канал для знания о событиях Холокоста и параллельный - для передачи в живом эмоциональном общении с аудиторией образа субъекта-участника событий.

Добро пожаловать на сайт Zeugen der Zeitzeugen:

 

Ваши комментарии
назад        на главную