Общение с пережившими Холокост после их смерти

 

 Александр Вишневецкий

 

 


Оставшимся в живых бывшим узникам гетто и концлагерей сейчас более 80 лет. В ближайшие годы не останется никого, кто испытал на себе ужасы Холокоста, некому будет ответить на вопросы будущих поколений об этой трагедии. Правда, в память об этих событиях остаются в огромном количестве книги, фильмы, фотографии, видео- и звукозаписи, музеи по всему миру, посвящённые этой трагедии. Однако очевидно, что без живых свидетелей Катастрофы отрицание Холокоста и антисемитизм усилятся после их ухода в небытие. Для новых поколений память о Холокосте зависела и зависит в первую очередь от свидетельств живых людей, выживших в этой трагедии

Значительный первоначальный вклад в документирование таких свидетельств внёс фильм Стивена Спилберга "Список Шиндлера". Его встречи с многочисленными людьми, пережившими Холокост, привели к основанию в 1994 году Фонда визуальной истории Холокоста в Лос-Анджелесе. Первоначальное назначение этого Фонда состояло в том, чтобы обеспечить документальные видеосвидетельства выживших в Холокосте в виде набора видеозаписей их интервью. Ныне архив визуальной истории свидетелей Холокоста- одна из крупнейших в мире цифровых коллекций. Этот Фонд осуществил видеозапись личных воспоминаний о Холокосте более 54 000 свидетелей, включая выживших в Холокосте евреев и цыган, спасателей и праведников, освободителей, политических заключённых, участников судебных процессов по делам о преступлениях, нееврейских подневольных рабочих. Основная масса свидетельских показаний была собрана в период с 1994 по 1999 год, и принадлежит бывшим еврейским узникам. Продолжительность показаний каждого из них в среднем составляет около двух часов. Поиск в этой огромной библиотеке показаний может проводиться по ключевым словам в таких музейных учреждениях, как Яд ва-Шем в Иерусалиме и Мемориальный музей Соединенных Штатов Америки в Вашингтоне. Недостатком этих показаний является отсутствие человеческого диалога в видеозаписях между свидетелями этих событий и опрашивающих их.

Нужно было создать такую систему, в которой общение с бывшими узниками и свидетелями было бы максимально приближено к реальному живому общению, даже если опрашиваемого свидетеля уже нет в живых. Семь лет тому назад Фонд визуальной истории Холокоста объявил об очень важном начинании: двухмерном видео, схожем по восприятию с трехмерными голограммами( голограммного, или трехмерного видео, еще не существует ,особенно сложным будет создание таких видео для подвижных объектов), основанном на показаниях из истории жизни уцелевших в Холкосте, в которой свидетель рассказывает о своей истории, подвергаясь серии вопросов слушателя или слушателей, которые могут обратиться к любому свидетелю, представленному в видеозаписях, и задать конкретные вопросы по теме Холокоста. Проект свидетельств о Холокосте надо было реализовать так, чтобы голоса выживших были услышаны, их лица были видны и их воспоминания, сохранённые для будущих поколений, были реально воспринимаемы.

Идея такого проекта пришла в голову дизайнеру Хизер Майо. Она много лет работала над выставками, посвящёнными пережившим Холокост, и хотела, чтобы у будущих поколений, когда уже не останутся в живых уцелевшие в Холокосте была такая же возможность общаться с ними, как у нее в настоящее время, когда еще остаются живые свидетели Холокоста, число которых стремительно падает. Она была недовольна тем, что разговоры между выжившими и людьми следующих поколений станут невозможны. Хизер Майо мечтала о возможности активного общения с выжившими после их ухода из жизни и сформулировала критерии необходимых предстоящих изменений в видеозаписях их рассказов. При использовании методики Майо интервьюируемому предлагается серия вопросов, полученных от студентов, учителей и общественности, у которых есть универсальные вопросы, которые можно применить к любому свидетелю, или конкретные вопросы о личной истории свидетеля. Должны быть реализованы: видео разговор в виде объемного динамического изображения свидетеля и реальное общение с опрашивающим на естественном языке при немедленном ответе от свидетеля на основе задаваемых вопросов. Она пришла к выводу, что при использовании искусственного интеллекта и возможности создания объёмного динамического видеоизображения такая технология может быть реализована. Запись интервью в виде разговора, состоящего из вопросов и немедленных ответов с теми, кто пережил Холокост, сможет не только обеспечить образовательные усилия, но и вызвать эмоциональную связь между выжившими свидетелями и представителями будущих поколений. 

Фонд Холокоста совместно с Институтом для творческих технологий смогли осуществить объемное представление свидетеля, а также обработку вопросов опрашивающих и поисков соответствующих, записанных заранее ответов свидетеля, благодаря использованию искусственного интеллекта. Естественно, чтобы ответить на возможные вероятные вопросы опрашивающих такие вопросы должны заранее храниться в видеозаписях в виде отдельных клипов в огромных количествах ответов свидетеля, чтобы с помощью искусственного интеллекта можно было выбрать наиболее подходящий ответ. При совокупности таких ответов воспроизводимые свидетельства практически не отличаются от живого человеческого общения, даже если свидетеля уже нет в живых. Безусловно такое решение улучшает правдивое и достоверное понимание истории, которую обычное двухмерное видео при отсутствии возможности задавать вопросы и получать на них ответы в отсутствие живого свидетеля дать не может. К счастью нынешнее состояние науки позволяет реализовать такое решение, несмотря на очевидную сложность поставленной задачи.

Жизнь свидетеля Холокоста, запечатлённая правдиво в таких видеоклипах, становится средством выражения памяти и достоверным представлением происходившего с ним. На заранее подготовленные наиболее вероятные вопросы, на которые в течение недели интенсивного интервью отвечал каждый из интервьюируемых, записывались отдельные клипы. При этом, когда задаётся вопрос, алгоритм просматривает всю базу данных и ищет ответ на заданный вопрос. И тогда он вернёт наиболее близкий ответ, в виде клипа, который соединится с другими ответами на вопросы и будет воспроизводиться. Каждый вопрос, который задается, имеет до 15 разных способов выражения, так что искусственному интеллекту предстоит обнаружить именно соответствующий вопрос в памяти. В результате такого общения остаётся действительно признать, что человек, переживший Холокост, предстаёт перед опрашивающим и терпеливо отвечает на некоторые из вероятных 1200-2000 вопросов, ответы на которые записаны заранее, и хотя его смерть неминуема, восприятие реальности показываемого свидетеля становится одним из важнейших ощущений. Перед началом разговора опрашиваемого со свидетелем следует сначала 15-минутное или 40-минутное резюме, позволяющее опрашивающему наметить круг интересующих его вопросов по рассказу указанного свидетеля. Архив визуальной истории предоставляет возможность послушать этот рассказ выжившего в Холокосте, и затем задать вопросы, которые приходят на ум опрашиваемому и ответы выжившего на вопросы о Холокосте и других событиях его жизни. Если же искусственный интеллект такого вопроса не обнаружит в архиве , то, чтобы не нарушать целостности восприятия последует заранее записанный ответ типа «Давайте вернёмся к нашей теме, хорошо?», или «Давайте будем придерживаться темы, не так ли?». Еще одна идея Мемориального музея Холокоста США - выдавать посетителям музея персонализированные паспорта с одним из имён жертв Холокоста призвана вызвать личную и интимную связь с человеком из прошлого.. У переживших Холокост теперь есть шанс сохранить свои истории таким образом, чтобы они могли напрямую отвечать на вопросы будущих поколений об их трагической жизни.

Были реализованы не только стационарные установки для видеозаписей клипов свидетелей но и мобильные, чтобы записывать показания выживших вблизи от места их проживания, в первую очередь , учитывая состояние этих пожилых людей. Что касается необходимого студийного оборудования для записей клипов, то оно представляет собой большой решетчатый купол в виде полусферы, окружённый несколькими тысячами светодиодных ламп и наведёнными на свидетеля более чем 20 сверхвысокоскоростных видеокамер высокой чёткости для съёмки. Камеры снимают свидетеля с охватом в 360 градусов. . Благодаря яркому освещению и чёткости съёмки удаётся получить эффект объёмности снимаемого. То, что мы видим в итоге, остаётся 2-мерным отображением реальности а не голограммами. Но реализованное 2-мерное видео снятое таким оборудованием не только похоже на голограмму, но и сможет реализоваться как голограммы, когда эта технология станет реальной благодаря круговой съёмке. Свидетельства записываются на тёмном фоне в окружении камер и перед микрофоном. Интервьюер задаёт вопросы. Каждый ответ записывается как отдельный видеоклип. До 2000 вопросов могут быть заданы - и на них даны ответы. Это приводит к списку ответов, которые могут быть вызваны вопросами, заданными устно членами аудиторий.

Хизер Майо Виртуальный (программно синтезированный) свидетель Холокоста об-щается с посетителями музея Свидетель Холокоста внутри решетчатого полусферного купола Пережившие Холокост свидетели

По поводу реализации этого проекта группа опрашиваемых выживших выразила сразу же желание принять участие в ней.
Первым выжившим, которого записали на пробный запуск, был человек по имени Пинхас Гуттер, родившийся в Польше и депортированный в концлагерь Майданек вместе со своими родителями и сестрой-близнецом в возрасте 11 лет. Теперь Гуттера можно увидеть в музеях Холокоста в Далласе, штат Индиана, и в Иллинойском музее Холокоста в Скоки, недалеко от Чикаго, где посетители могут задать ему свои вопросы.

У стареющих людей, переживших Холокост, теперь есть возможности записывать свои воспоминания таким образом, чтобы будущие поколения буквально спрашивали их об их опыте, а также видели и слышали их ответы.

 Полученные свидетельстве предназначены для выставок в музеях, мемориальных местах и других соответствующих общественных местах. Возможности общения посетителй со свидетелями Холокоста представлены в Мемориальном музее Соединенных Штатов Америки в Вашингтоне, Иллинойском центре Холокоста, Далласком центре Холокоста, Музее Холокоста Хьюстона, Шведском историческом музее,Лос-Анджелесском музее Холокоста, на передвижных выставках в США.


Послесловие Модератора.
Обращаю ваше внимание на немецкую группу Zeugen der Zeitzeugen (Свидетели свидетелей), руководитель Марина Рентшлер. Они работают над той же задачей сохранения памяти о Холокосте. Но их подход как-то более человечный.

Оставить комментарий